Монастыри, острова и дороги архипелага Соловецкого

Соловецкий мужской монастырь, словно крепость, возвышается на пологом берегу Белого моря, являясь основной доминантой всего Соловецкого архипелага — основной, но не единственной важной точкой этой сети островов.

Сегодня я предлагаю вам начать нашу прогулку с небольшого путешествия вглубь веков, к началу XIII века, когда земли, о которых пойдёт речь, были заселены разве что различными видами животных, приходившими сюда по зимнему льду с большой земли. Считается, что где-то в это время на территорию будущего Монастыря, побывавшего за свою историю и лагерем, и школой для моряков, и, впоследствии, музеем, взошли славянские колонисты, чтобы основать на этой территории первые поселения. Никто не сможет сказать, что двигало ими в тот момент — территория материковой части Белого моря была ещё не так плотно заселена, рыба и дичь водились в избытке, потребности в новых землях также не было, да плюс ко всему климат на Соловках не отличается мягкостью. И тем не менее, на границе веков к этой безлюдной северной земле пристали первые лодки.

К слову, жизнь на островах началась ещё раньше — первые поселения на острове Анзоре были датированы III тысячелетием до нашей эры и, судя по характеру находок, принадлежали рыбакам и охотникам. Позже Соловки облюбовали саамские племена, свидетельство пребывания которых может увидеть сейчас любой турист, взошедший на Заяцкие острова. Но, судя по всему, специфика всех поселений не носила оседлого характера вплоть до XV века, когда монах Савватий встретил на землях Большого Соловецкого острова преподобного Германа. Эта судьбоносная встреча определила всю последующую историю Соловков.

Вид на Соловецкий монастырь со стороны палаточного лагеря
Вид на Соловецкий монастырь со стороны палаточного лагеря

Дата создания на островах монашеского поселения традиционно связана с именем ещё одного священнослужителя тех времён, с преподобным Зосимой, который поселился здесь в 1436 году. Первые годы, правда, весь монастырь представлял из себя всего несколько деревянных церквей (Преображенская, Никольская и Успенская), каменная стена вокруг которых появилась сильно позже, спустя почти столетие, при митрополите Филиппе.

Сейчас на острове, помимо самого монастыря, существует множество пустыней, скитов и часовен, раскиданных по всей территории и отмеченных на туристических картах. К некоторым из них подобраться легко, для других монахи выбирали такие уголки, в которых можно остаться в полнейшей изоляции, так как добраться к ним бывает совсем непросто. Чтобы прогуляться вдоль всех достопримечательностей острова, потребуется действительно много времени, один лишь Большой Соловецкий имеет площадь, близкую к 250 квадратным километрам, поэтому для того, чтобы создать более-менее цельную картину, я выбрал из всего архипелага три основных точки — острова Соловецкий, Муксалму и Заяцкий.

Большой Соловецкий остров

Большой Соловецкий — это самый крупный из островов архипелага и, наверное, самый важный во всём ансамбле. Именно тут находится Соловецкий монастырь и единственное гражданское поселение на островах. Самая высокая точка — всего 80 метров, а основную часть территории украшают лиственные и хвойные леса, а также бесчисленное множество каналов, болот и озёр.

Муниципальное образование «Соловецкое» — поселение в составе Архангельской области. Административный центр — посёлок Соловецкий.

Дорога к Монастырю через сельские здания
Дорога к Монастырю через сельские здания

Точное количество людей, проживающих на острове, рассчитать не так просто, особенно с учётом количества приезжающих сюда в сезон туристов, работников гостиниц и ресторанов и, конечно, паломников. Более-менее достоверно можно сказать о населении поселка Соловецкий, который участвует в переписи населения. Сейчас в посёлке живёт около 900 человек, есть свой мэр, основные организации, — в общем, не считая своего расположения, посёлок ничем не отличается от аналогичных ему по размеру и статусу на территории России.

Существует всего три способа попасть на острова. Дорогой способ — это самолёт с большой земли. На Большом Соловецком есть своя небольшая посадочная полоса, способная принимать самолёты. Второй и более распространённый способ — по воде. Корабли ходят из Кеми и Беломорска, до островов на них можно добраться часа за 2, правда, последние годы и тут цена кусается. Третий способ существует, но является существенно более экстремальным — зимой до островов можно добраться по льду, но этот тип активности я бы вынес за скобки.

На последней фотографии выше, в воде можно заметить небольшой насыпной островок с крестом, и на этом памятнике я хочу остановиться чуть подробнее.

Точное количество крестов на Соловках доподлинно не известно никому, многие были потеряны, многие уничтожены во времена советской власти. Их можно найти повсюду — на дорогах, в лесу и, как в этом примере, в воде. Если верить старожилам, когда-то на островах количество крестов превышало 3.000 штук, но точно установить численность уже давно невозможно. Но интересны они не количеством, а предназначением — по сути, кресты являются чем-то вроде компаса, где, чтобы понять стороны света, смотреть надо на положение косой линии. Нижняя её часть всегда указывает на юг, верхняя — на север. По положению крестов всегда можно было точно сориентироваться в пространстве и это, кстати, не самое необычное использование религиозной символики на Соловках!

Один из «навигационных» крестов на Соловках
Один из «навигационных» крестов на Соловках

Оставив водный крест позади, мы подплываем к острову и уже с корабля видим очертания огромной крепости с массивными каменными стенами и ажурными башнями церквей, тянущихся к самому небу. Большая часть построек религиозного значения находится, действительно, в пределах массивной крепостной стены, однако я хочу начать прогулку с окрестностей монастыря.

Про «крепостные» стены монастыря вообще нужно рассказывать отдельно — настолько поражает титанический труд соловецких монахов, которые укладывали их практически голыми руками. Иные валуны в стенах доходят до полутора-двух метров в ширину, кладка подобрана практически идеально, и она, по большому счёту, не пострадала за последние 5 веков.

За границей стен Соловецкого монастыря расположены четыре-пять небольших часовен, каждая посвящена знаковым событиям и святым. Рядом с Коронной башней можно увидеть Константиновскую часовню 1840-го года, посвящённую святым Равноапостольным царям Константину и Елене. Чуть дальше вдоль береговой линии расположилась часовня святых апостолов Петра и Павла 1855 года, а к северу от центрального входа в монастырь — Александровская часовня 1858 года постройки. Если честно, я не думаю, что все эти названия и даты нужно запоминать, тем более, что стоит определённого труда отличить одну от другой — все они были построены в одну эпоху, в одном архитектурном стиле и скорее представляют интерес  для людей, так или иначе связанных с религией или историей.

Александровская часовня 1858 года (справа)
Александровская часовня 1858 года (справа)

Константиновская часовня 1840 года
Константиновская часовня 1840 года

Петровская часовня 1855 года
Петровская часовня 1855 года

С юго-восточной стороны монастыря расположено Святое озеро, используемое в том числе для крещения и иных обрядов. Если говорить о фотографии, то именно вид со стороны Святого озера можно назвать эталонным для Соловков и выбор этот оправдан: тут в разы меньше туристов, какой-то отвлекающей суеты и других характерных знаков цивилизации.

С вашего позволения, на внутреннем убранстве монастыря я не буду сильно заострять внимание — сошлюсь на банальный личный интерес, а скорее даже на его отсутствие. Изнутри все подобные монастыри похожи один на другой как две капли воды. Большая площадь, несколько церквей, монашеские кельи, какие-то хозяйственные постройки, трапезная, к тому же внутри церквей традиционно (для православия) запрещено фотографировать.

Куда как большее впечатление, чем территория православной части монастыря, произвёл на меня музей Соловецкого Лагеря, где мы с женой провели два дня — в один день физически не успели уложить всё, что хотелось посмотреть-изучить. К сожалению, фотографий оттуда у меня не сохранилось, а рассказ без них будет не полным; остаётся надеяться, что репортаж про музей я сделаю, когда вернусь сюда ещё раз. Пока же покажу вам масштабную модель монастыря, установленную в одном из его помещений.

...и на этом мы на какое-то время распрощаемся с Соловецким монастырём и, не покидая основной остров архипелага, совершим небольшую прогулку на север, чтобы посетить одну важную и интересную достопримечательность острова.

Гора Секирная

В 11 километрах на север от стен Монастыря расположено одно из знаковых и по-своему мрачных мест архипелага — гора высотой в 73 метра с говорящим названием — Секирная. На горе была возведена ещё одна православная святыня острова — Свято-Вознесенский скит, со строительством которого связана достаточно мрачная, на мой взгляд, легенда. По преданию, в тот момент, когда сюда решили заселиться люди, путь им преградили два «светлоликих ангела», высекли жену карельского рыбака и указали им, что негоже простым смертным строить жилище на этой земле. По-моему, похоже на рейдерский захват земли, облечённый для красоты в религиозные одежды.

Вид на Большой Соловецкий остров с Секирной горы
Вид на Большой Соловецкий остров с Секирной горы

От Монастыря до Скита ведёт просёлочная дорога, по которой можно перемещаться двумя способами — либо на машине с экскурсией, либо пешком — расстояние в 11 километров не столь велико и преодолеть его можно часа за 2-3 неспешным шагом. Если идти пешком, можно увидеть не только парадную часть, но и всё закулисье острова — какие-то поля, гражданские застройки, озёра с небольшими лодочными станциями и прочие символы привычного деревенского быта. Если же пеший поход не вселяет оптимизм, можно пересесть на велосипед: последние годы на Соловках активно развивался их прокат.

Конечной точкой пути на Секирную гору является уже упомянутый выше Свято-Вознесенский скит, и о нём стоит сказать пару слов.

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН, «Соловки») — крупнейший исправительно-трудовой лагерь 1920-х годов, находившийся на территории Соловецких островов.

Как и многие подобные культовые сооружения на островах, скит был построен в середине XIX века, что сразу видно по его архитектурному решению. Наверное, если бы спустя всего половину столетия страна не погрузилась в хаос нового социального эксперимента, про церковь сказать было бы нечего, но Революция 17-го года, сменившаяся периодом кровавых репрессий в 30-е, внесла свои существенные коррективы в судьбу храма. Уже в 20-е годы на Соловки пришёл СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения), через который, по разным сведениям, прошло несколько сотен тысяч человек. В 1930 году, на пике своего наполнения, в лагере одновременно содержалось 71.800 человек, а за всё время существования лагеря количество погибших приближается к 10 тысячам человек. Бараки были разбиты в разорённом на тот момент монастыре, здания бывших церквей использовались в качестве казарм и рабочих помещений, работали зэки на вырубке леса, в полях, шили одежду, создавали домашнюю советскую утварь, переплавляли кресты.

Всё это происходило в основной части монастыря, за высокими крепостными стенами, а вот небольшая церковь на севере острова приобрела в то время ещё более мрачную славу — тут был оборудован карцер для заключённых и тут же проводили массовые расстрелы, сбрасывая тела с 70-метровой горки. Из воспоминаний заключённых видно, насколько зэки боялись «Секирки» и, я думаю, эти страхи были оправданы. В качестве наказания в неотапливаемую холодную церковь загоняли людей десятками, заставляя спать на холодном камне сырого помещения, где заключенные медленно умирали от переохлаждения, голода и усталости. А тех, чья вина перед начальством была значительнее, ждала иная изобретательная пытка: летом их выводили на улицу и, полностью раздевая, усаживали на небольшие жёрдочки на улице, чтобы их в прямом смысле слова выедали Соловецкие комары. Эта пытка получила игривое название «Комарики».

К рассказу хочу добавить одно — практически все начальники СЛОНа закончили свой путь здесь же, в лагере, но уже в качестве заключённых. Никто из них не пережил Соловки.

Свято-Вознесенский скит на Секирной горе
Свято-Вознесенский скит на Секирной горе

Долго задерживаться на Секирке мы не будем, но есть ещё одна деталь, на которую хочу обратить внимание, — уникальный купол церкви. Помните, я говорил выше, что кресты на островах носили не только декоративную и культовую, но и прикладную функцию: в барабане купола Свято-Вознесенской церкви, под крестом, вы можете увидеть действующий навигационный маяк.

Остров Муксалма

На этот раз от монастыря нам нужно пройти немалый путь в 10 километров, строго на восток, чтобы увидеть удалённый монашеский скит на территории другого острова Соловецкого архипелага — острова Большая Муксалма. Дорога предстоит далёкая, преимущественно через лес и по грунтовой дороге, и, если честно, в другой раз я бы скорее предпочёл этот путь проехать на велосипеде, чем идти пешком, но из-за небольшой травмы руки у меня не было выбора...

Здание на территории Филипповой пустони на востоке от Соловецкого монастыря
Здание на территории Филипповой пустони на востоке от Соловецкого монастыря

По пути можно заглянуть ещё в пару интересных мест — например, посетить Филиппову пустынь в паре километров от Святого озера. Но так как путь предстоит не близкий, мы не будем останавливаться и пойдём дальше и уже через полтора часа упрёмся в береговую линию, разделённую насыпью на две части — проливы Южных и Северных Железных Ворот, откуда начинается переход на соседний остров — на Муксалму.

Остров Большая Муксалма — третий по площади на архипелаге (после Соловецкого и Анзера) и занимает пространство около 17 км². Остров, в основном, заболоченный, с неровной песчано-каменистой поверхностью, пологий на всей территории (за исключением двух высоких точек на востоке). Из-за отсутствия высоких лесов остров Муксалма ещё со времён основания монастыря пользовался особым интересом, в первую очередь, как место выпаса скота. Проблема была лишь в том, что остров был отделён от Большого Соловецкого острова проливами, что лишало монахов возможности воспользоваться его ресурсами сполна. В итоге было принято решение соединить два острова, создав между ними мост, который относится к числу уникальных сооружений архипелага, — так называемую Соловецкую дамбу.

Соловецкая дамба
Соловецкая дамба

На первый взгляд непонятно, как это стихийное нагромождение камней может представлять особый интерес, однако при ближайшем рассмотрении (и изучении) всё становится очевидно. Дамба длиной в 1.200 метров имеет сложную извилистую структуру, пять поворотов которой исполняют функции волнореза и ледореза в зимний период. Широкая кладка 7-8 метров в ширину имеет множественные протоки для воды, не давая ей задержаться и тем самым создать дополнительную нагрузку на сооружение.

С юга и севера дамба укреплена дополнительными завалами камней, а её форма и особенности кладки позволяют компенсировать неровности поверхности. Но самое удивительное, как и в случае с Монастырем, — всё это было сделано руками монахов-послушников, и инженерная решение дамбы было придумано ими практически с нуля.

Соловецкая дамба является ключевой достопримечательностью Муксалмы, однако не единственной.

Второй достопримечательностью, ради которой стоит побывать на Муксалме, является Свято Сергиево-Радонежский скит — единственный комплекс капитальных сооружений такого типа на острове. Выше я уже писал, что земли острова Муксалма часто использовались для выпаса скота, поэтому в народе скит получил шутливое название «Скотный двор». Здания на площади всего в пару квадратных километров относятся к одним из первых построек всего монастырского комплекса, время основания скита условно относят к середине XVI века, хотя в монашеских описях упоминание об этих местах датируется 1514 годом.

Каменные кельи (на фото выше) были построены сильно позже, в XVIII веке, а основная застройка началась в XIX-ом — была перенесена церковь, расширены и осушены поля для выпаса скота, укреплена дамба. Всё это сделало скит одним из центров архипелага, однако время не пощадило эти постройки, и до нашего времени от них осталось не так уж и много: всё, что вы видите выше, представляет собой лишь стены, а церковь заменяет палатка с крестом поверх.

Осмотр Муксалмы не займёт у вас много времени, это скорее один из пунктов, которые стоит увидеть знатокам и любознательным туристам перед походом дальше. А мне осталось рассказать вам ещё об одном острове Соловецкого архипелага и о самом загадочном среди всех остальных.

Большой Заяцкий остров

Заяцкие острова, также как и Муксалма, условно разделяются на два — Большой и Малый, суммарная площадь обоих не сильно превышает 2,5  км² (1,25 и 1,02, соответственно) и, чтобы обойти их целиком, понадобится в лучшем случае пара часов, но тот пласт истории, который хранят в себе эти небольшие островки много масштабнее того, что можно увидеть воочию. Если вам удастся попасть на Заяцкий остров самостоятельно, я рекомендую вооружаться хорошим путеводителем, но вероятнее всего вы не сможете этого сделать без экскурсионной группы: острова считаются в некотором роде «режимным» объектом, и смотрители музея серьёзно следят, чтобы приезжающие сюда туристы не повредили главную достопримечательность. Но об этом позже, пока же нам надо добраться до самих островов, и сюда уже не попадёшь без лодки.

Вид на Большой Заяцкий остров с воды
Вид на Большой Заяцкий остров с воды

Небольшие прогулочные суда курсируют между Соловецким и Заяцким островами часто: если мне не изменяет память, отходят от причала они раз в два-три часа. До острова совсем близко, вряд ли плавание займёт больше получаса, обратно корабль отходит спустя пару часов после прибытия. Задерживаться на острове запрещено, тем более, оставаться на ночь и ставить палатки — и это не формальная рекомендация, так как на Заяцкий постоянно тянет любителей эзотерики: из-за их необычного вида и по причине обнаруженных здесь странных саамских построек.

Единственное, что мы увидим с воды, подплывая к острову, — две-три капитальные постройки: Андреевская церковь и нескольких каменных строений, принадлежавших ранее монастырской Андреевской пустыни. А пока плывёт корабль, можно развлечь себя, подкармливая беломорских наглых чаек, готовых хватать еду прямо с рук.

Быт на островах скудный: люди не живут тут постоянно (кажется, за исключением 1-2 человек), а кроме церкви и нескольких строений, когда-то существовавших в качестве  места монашеского наказания, на острове можно увидеть только многочисленные рассыпанные камни. Строительство церкви имени Андрея Первозванного было связано с именем Петра I, которому довелось провести на острове несколько дней, попав в шторм на своём пути на Соловки. Некоторые историки утверждают, что в строительстве церкви Пётр принимал непосредственное участие и что знаменитый Андреевский флаг был им придуман именно тут, на каменистом берегу Заяцких островов.

За десятилетия вокруг церкви разросся небольшой посёлок, была создана каменная пристань, построены хозяйственные строения, но почти всем зданиям не суждено было сохраниться, и теперь мы можем любоваться лишь тем, что осталось до XXI века, — тремя каменными зданиями, землянкой и оставшейся с тех времён пристанью.

Пройдя вглубь острова, мы обнаружим тут другую, гораздо более древнюю достопримечательность — как раз ту, которая привлекает сюда эзотериков. Речь идёт о знаменитых Соловецких каменных лабиринтах — 35 северных мегалитах, установленных древними саамами на острове. Помимо самих лабиринтов, на острове было обнаружено более 800 искусственных нагромождений валунов, небольших каменных кладок и камней с символами-петроглифами. Точное предназначение лабиринтов до сих пор не ясно, достоверно можно сказать разве что об их возрасте: выложены они были в I-II века до н.э.

Как правило, лабиринты имеют вход и выход в одном месте, так что, следуя в одном направлении, можно дойти до центра, а затем, не переступая через каменный барьер, вернуться туда, откуда вошёл. Изучавшие лабиринты учёные по-разному отвечали на вопрос об их назначении. Современные исследователи северного неолита А. А. Куратов и А. Я. Мартынов установили, что входы в лабиринты имеют различную пространственную ориентацию и почти всегда соседствуют с каменными курганами, дольменами и т. п.

Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006.

Изучение странных древних сооружений до сих пор ведётся, регулярно на острова приезжают экспедиции, проводятся раскопки. Наиболее распространённой версией о лабиринтах является гипотеза об их культовом происхождении и, возможно, своеобразных попытках древних саамов выстроить границу между мирами живых и мёртвых. Существуют версии и более практичного применения этих курганов — например, в качестве капкана для рыбы, — но они опираются больше на догадки, чем на факты.

Лабиринты на Заяцком острове
Лабиринты на Заяцком острове

Вероятно, саамы действительно верили в то, что в лабиринте должна заблудиться душа. Возможно, это было что-то вроде оберегов или ещё проще — молитвенных площадок. Для пришедшего сюда православия лабиринты однозначно стали символом язычества (чем по сути и являлись) и из-за этого местом мрачным, скверным. Монахи начали ограждать лабиринты крестами, создавая вокруг них целые заборы из сотен деревянных перекрестий, пытаясь защитить себя от духов этих мест. Почему при этом лабиринты не были разрушены, вряд ли кто-то скажет наверняка. Возможно, причиной этому был банальный страх, а может они чувствовали что-то по отношению к этим местам.

Соловецкие лабиринты часто называются местом силы собирателями необычного и, наверное, в каждой группе, помимо простых туристов, можно встретить пару-тройку людей с небольшими металлическими Г-образными палочками, применяемыми ими для измерения каких-то таинственных потоков энергии. Кстати, по стране таких мест не так уж и мало: по России лабиринтов насчитывается не менее 500 штук.

Монастыри, острова и дороги архипелага Соловецкого

В общем, несмотря на различные трактовки, Соловецкие лабиринты однозначно стоят того, чтобы их увидеть своими глазами: оценить масштабы, выстроить свои догадки, а может и правда почувствовать исходящие от них волны неизвестного происхождения. За те пару часов, которые отведены для изучения острова, это сделать реально, хотя, вероятно, чтобы проникнуться мистическими алтарями саамов, действительно стоит провести тут больше времени, возможно, даже отвести на это ночь-другую. Хотя мне кажется, что одной единственной ночи в палатке или просто в спальном мешке на земле под северными звёздами будет достаточно, чтобы начать видеть всё что угодно — когда ты один на целом острове, вокруг лишь камни и бескрайнее море, воображение может сыграть с человеком любую шутку.

Что-то вроде заключения

Острова Соловецкого архипелага, сам монастырь, острова кругом, проходившие здесь и зачастую пресекающие друг друга исторические события — это лишь частность, и не думаю, что самая важная. Соловки могут дать что-то каждому, кто приезжает сюда. Тем, кому интересна советская история островов, стоит приехать, чтобы увидеть преступления, совершённые во имя одной идеи; тем, кто дышит в унисон с православием, стоит попасть на острова, чтобы увидеть подвиг, совершённый известными и безымянными монахами, заселившими эти суровые места; тем, кто изучает древнюю историю, будет интересно побродить среди лабиринтов и архитектуры, пережившей своё время.

Соловки — одно из самых интересных мест страны, без которого её невозможно представить. И приехав однажды, уже через год начинаешь планировать возвращение. Я, к примеру, мечтаю увидеть Соловки зимой, но кто знает, когда в следующий раз занесёт сюда судьба?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Понравилось? Посмотрите также: