Город запретный, город открытый. Прогулка по Пекину

Изыцзиньчэн... Красиво звучит, не правда ли? В дословном переводе с китайского это, непривычное для европейского уха, слово можно перевести как Пурпурный Запретный город. Но самое неожиданное в этом переводе то, что в нём нет ни слова правды 🙂 Нет, перевод-то верный, просто место, о котором пойдет речь, скорее бежевое с красным, чем пурпурное. И город этот давно уже не запретный. Да и не город вовсе...

Сами китайцы знают императорский дворец Пекина и под другим названием, Гугун. «Бывший дворец». Возможно, это слово ввели в обиход, чтобы не возникало путаницы с дворцами нового времени. И действительно, нынешнее здание правительства Республики находится буквально в паре сотен метров от Запретного города. Ирония в том, что теперь уже современный парламент носит в Китае неформальное название «Новый запретный город».

Для всего остального мира, как бы ни назывался дворцовый комплекс, он является, в первую очередь, важнейшей достопримечательностью КНР. И не просто зданием или группой зданий, а визуальным и культурным символом целой страны наряду с образами Мао или обилием красно-золотой гаммы в дизайне.

Вход в Запретный Город и портрет Мао на фасаде
Вход в Запретный Город и портрет Мао на фасаде

Чтобы рассказать про Запретный город Пекина, достаточно к каждому известному факту добавлять слово «Самый» в начале. Самый большой Дворцовый комплекс в мире (720 тысяч кв.м). Самое большое количество туристов в сутки (от 100 до 180 тысяч). Самое большое количество комнат (По легенде — до 10 тысяч). И таких определений наберется с десяток! Китайцы любят размах.

Даже расположение дворца выбрано с расчетом на то, чтобы оказаться «самым». По мнению астрономов, Запретный город расположен точно в центре Земного шара. Правда, как они определили центральную точку на сфере, история скромно умалчивает...

Кстати, история

Мог ли я обойти стороной любимый раздел на сайте? Конечно же, нет! Тем более, мы говорим о месте, через которое прошла история целой страны. 24 правителя двух важнейших для Китая династий попеременно становились хозяевами Запретного города в течение бесконечных 5 столетий! Стройку начал в 1406 году император Чжу Ди, а финальную точку в политической судьбе Дворца поставил Пу И в 1912-ом.

Императорский лев на входе в Запретный город
Императорский лев на входе в Запретный город

По легенде, проект дворца приснился безымянному монаху ещё задолго до начала строительства. Монах поведал об этом князю, князь впоследствие стал императором Китая. Но это легенды. Что мы знаем наверняка, так это что Чжу Ди стал не только архитектором нового здания, но, по сути, создал каркас для новой страны.

Как часто бывало в истории, дорога к власти для будущего правителя была непростой. Четвертый из 40 (!) детей, он был далеко не первым в очереди на престол. Но Чжу Ди «повезло»: в течение нескольких лет один за другим умерли его отец и один из братьев, после чего страну ненадолго возглавил племянник будущего императора. Но везение везением, а историю создают действием.

Чжу Ди не стал испытывать судьбу и попросту узурпировал трон.

Обретя власть, Чжу Ди действовал стремительно. Его эпоха, названная Юнлэ («Вечное счастье», между прочим!), стала эпохой террора для политических оппонентов. Всех тех, кто поддерживал предыдущую власть, новый император истреблял без жалости. Что уж говорить о тех, кто пытался сам претендовать на места во дворце. Выбор был простым. Либо ты — за власть, либо тебя не существует. И, как часто бывает в таких режимах, каток репрессий не остановился на политиках. Жертвами новой власти постепенно стала и интеллигенция. От власти Чжу страдали мыслители, ученые, писатели... Примечательна история Хангома Сяору, который за отказ писать хвалебную оду поплатился не только своей жизнью, но и жизнью почти 900 человек, ближних и дальних родственников. Власть не щадила никого.

Охранник на мосту у входа в Город
Охранник на мосту у входа в Город

Запретный город

История Чжу Ди примечательна, но не оригинальна. Думаю, каждая страна на Земле за свою историю хоть раз сталкивалась с подобным. Сценарий всегда один: власть, сосредоточенная в руках сильного и авторитарного лидера, жёсткая рука, оправданные жертвы. Всё идёт по одинаковому сценарию. С одной стороны — расширение границ, рост достатка и могущества. С другой — горы костей, которыми усыпан этот путь. Стоит ли одно другого, каждый может определить для себя. Я предлагаю на этом месте закончить с историей личности и вернуться к истории места. Но если вам будет интересно поподробнее почитать про Юнлэ (второе имя императора), вот неплохой материал на эту тему. А мы возвращаемся к Дворцу.

Искусственные каналы вдоль Запретного города
Искусственные каналы вдоль Запретного города

Давайте для начала разберёмся с названием. Так он запретный или нет?

Это для нас, сегодняшних, в Гугуне не вершатся судьбы. Двери Дворца открылись для посетителей ещё в первой половине прошлого века, когда была поставлена точка в истории последней правящей династии. В 1923 году здесь открылся музей. После 1969 стала доступна для посещения вся территория комплекса.

Но стоит ли говорить, что так было далеко не всегда? С момента основания Города и вплоть до падения монархии в Китае, вход в Запретный город был под строжайшим запретом для любого из жителей Поднебесной. Конечно, кроме небольшой по китайским меркам группы избранных. На территории комплекса проживала королевская семья и многочисленные слуги, поддерживающие порядок на территории и комфорт царствующих особ.

Конечно, попытки проникнуть на территорию дворца предпринимались жителями страны неоднократно, об этом в истории есть много свидетельств. Но желающих никогда не было много, все знали, что за нарушение запрета грозит даже не смерть, а долгая и мучительная пытка. Казнить быстро любопытствующих никто не стремился, задача состояла не только в том, чтобы уничтожить тело, но и в том, чтобы сломить дух. И у того, кто оказался «с этой» стороны забора и у тех, кто может пойти за ним.

Как строили город?

Зачем люди строят дома? Нет, я понимаю, что это вопрос риторический, но не спешите с ответом. Для среднестатистического европейца (то есть, для нас) такого вопроса даже не возникло бы. Ну а как иначе? Вот это здание — для жилья. Вот это — для работы. А вон то — чтобы богу служить.

Но то, что очевидно для нас, совсем не обязательно будет так же очевидно для жителей Азии, которые на подобные вопросы отвечают совершенно иначе. Форма крыши, геометрия, расположение элементов — для архитектуры древнего Китая всё имеет смысл, всё подчинено законам мироздания. Всё вписано и соотносится с принципами. И имя этим принципам — фэн-шуй.

Разнообразие лестниц на территории Дворца
Разнообразие лестниц на территории Дворца

Запретный город со своими многочисленными площадями, садами и помещениями выстроен по строгим правилам. Центральная ось симметрии, вдоль которой расположился Гугун, обращена с юга на север. Вдоль этой же оси развивался и сам город Пекин. Кроме сторон света, архитекторы уделяли внимание и иерархии помещений. Троны в залах для аудиенций располагались так, чтобы направить взгляд посетителя с юга на север, подчеркивая роль Императора даже на космическом уровне!

Не менее важен символизм чисел. Количество ступеней дворца кратно трём, три главных здания, три площади. Девятью девять шляпок от гвоздей в украшении входной группы, девять драконов в декоре помещений. Даже задуманное количество комнат (помните, я писал выше?) имело смысл. Их планировали построить 9.999, чтобы, с одной стороны, не быть выше мифического создателя (у которого этих комнат — 10 тысяч), а с другой — максимально приблизиться к нему. Ну и 9-ки... Комнат в итоге получилось 8707. Может просто поленились, а может в этом числе тоже есть смысл?

Стройка века

А теперь представьте размах, с которым архитекторы подошли к стройке! Было задействовано более 1 000 000 строителей со всей страны, не считая тысячи мастеров. Только лишь доставка материала для Дворца заняла долгих 11 лет.

А видите камень в основании лестницы на центральной и правой фотографиях? Его вес составляет 200 тонн. Чтобы доставить камень во Дворец, была придумана система каналов, замерзающих зимой. Камень рабочие волокли по льду.

Стены, окружающие дворец, в основании имеют ширину 8,6 метра при высоте в 10. Ров шириной в 52 метра по всему периметру. Мосты, колонны... 696 112 артефактов, относящихся к Запретному городу и сейчас входящих в музей. Полы крупнейших залов, вымощенные «золотыми кирпичами» и колонны этих залов из ценных пород дерева.

Всё это — лишь незначительная часть того архитектурного и культурного чуда, которое удалось не только создать, но и сохранить до наших дней.

Осмотр дворца

Вот мы и подошли к ещё одному важному вопросу. А как всё это вообще можно успеть увидеть? Не бойтесь, всё расскажу! Но для начала несколько рекомендаций.

Как вы поняли из всего, что написано выше, свободного времени на прогулку надо оставлять с запасом. Даже для беглого осмотра Запретного города может потребоваться не меньше 4 часов, и то если вы не будете забегать в музеи или тратить время на изучение истории каждого из зданий. Но если хотите погрузиться в атмосферу и облазить каждый закуток, лучше закладывайте часов 6. На территории есть закусочные, где вы сможете перекусить и передохнуть.

Когда будете планировать поездку в Пекин, подумайте также над сезоном. Если вашей целью является «культурный» туризм, не стоит приезжать в Китай летом, когда в столице может быть очень жарко. Немаловажным аргументом для выбора дат также могут стать праздники и каникулы в Поднебесной. В период выходных количество людей на территории Запретного дворца может быть чрезмерным. Всё же мы говорим о самой густонаселенной стране на планете! В этом плане рекомендации по посещению будут примерно такими же, как и для Индии.

Город запретный, город открытый. Прогулка по Пекину

Как ориентироваться и что смотреть?

Схема выше — лишь одна из многочисленных рекомендаций по осмотру и, вероятно, не самая оптимальная. После того, как вы вошли на территорию комплекса, вы вольны перемещаться так, как сами решите, в этом плане в Запретном городе нет ограничений.

Войти на территорию можно двумя путями. Самый популярный (а потому и самый загруженный) — конечно же, через центральные ворота — Ворота Умань (Цифра 2 на схеме). Они ещё называются Воротами Небесного Спокойствия или Воротами Тяньанмэнь — по названию площади перед ними.

Один из входов в Запретный город в Китае
Один из входов в Запретный город в Китае

Запретный город разделён на несколько условных зон. Это Внешний дворец (外朝, Вайчэн) в южной части и Внутренний дворец (内廷, Нэйтин) в северной. Южная часть по большей части была церемониальной, тогда как на севере монархи жили и отдыхали.

Основу Внешнего дворца составляют три площади, идущие друг за другом через крытые проходы. Каждая площадь именуется холлом и является, по сути, дворцом приёмов под открытым небом. Внутренний дворец, в отличие от помпезного Внешнего, гораздо уютнее и соразмернее человеку.

Внешний дворец

Выше я уже писал о том, насколько символизм был важен для китайской императорской семьи. Но кроме символизма литературного, не всегда понятного человеку, далекому от контекста, властители Поднебесной задумывались и о символизме практическом. Посетитель дворца, с какой бы целью он не заходил за стены, мог и не знать названий того или иного здания. Да и не должен был. При этом всё в городе было спроектировано так, чтобы, даже не зная почему, человек ощутил себя частью этого сложного величественного «механизма».

Проситель, стоя перед очами царственной особы, становился маленьким и незначительным. Монарх же, наоборот, возвышался над посетителем, подавлял его или, наоборот, вдохновлял. Зайдите на любую из трёх площадей Внешнего дворца и вы поймете, как это работает.

Вид с террасы Внутреннего дворца
Вид с террасы Внутреннего дворца

Вот вы, маленький человек (понимаю, что нет, но представьте!), набравшись смелости, идёте к Императору. Вы спускаетесь по лестнице и видите перед собой бескрайнюю площадь, конца которой не видно. Вокруг тишина и завывает ветер, а где-то там, под далекой крышей, сидит... ОН!

У вас сбивается дыхание, пространство подавляет, а вы все идёте и идёте. Долгие бесконечные минуты под шум собственных шагов и сбивчатый ритм сердца.

Представили? Мы с вами только что совершили прогулку по Внешнему дворцу Запретного города. Ощущения от такой прогулки неоднозначные. Что-то похожее можно испытать и не уезжая из России. Похожим образом спроектирована Красная площадь в Москве или площадь перед мавзолеем Хошимина в Ханое. Отличаются образы, но смыслы остаются...

В отличие от церемониального Внешнего дворца, Нэйтин (внутренний) был спроектирован и построен так, чтобы поддерживать уют и тишину для императорской семьи. И сейчас вы сами в этом убедитесь.

Город запретный, город открытый. Прогулка по Пекину

Внутренний дворец

После того, как церемонии и приёмы заканчивались, Император, переодевшись из официального костюма в более удобный, «домашний», шёл отдыхать. В этом смысле правители Поднебесной мало отличались от наших современников. С той лишь разницей, что нам от работы до дома ещё надо добраться, а монарху требовалось лишь открыть ворота Дворца.

Когда после помпезной Южной части попадаешь в Нэйтин, кажется что оказался в другой реальности. Узкие улочки и невысокие здания с обоих сторон, обилие терракотового и красного цветов, лакированная керамическая плитка в декоре и на крышах, — на улицах Внутреннего дворца создаётся совсем другая атмосфера, не характерная для Южной части комплекса.

Всё здесь подчинено принципам гармонии и созерцания. Здесь отдыхали и медитировали императоры со своей семьёй и ближайшей свитой в течении всех 5 веков существования Запретного города. Здесь росли и учились их дети, здесь создавались и рушились семьи. В общем, Внутренний дворец для правителей Китая был чем-то средним между домом и загородной усадьбой. За высокими стенами были даже высажены три роскошных сада. Сад Долголетия (宁寿宫花园, Ниншоугун), Доброты и Спокойствия (Цынин), и Императорский сад (御花园, Юйхуаюань).

Кроме садов, для монархов были построены три дворца. Дворец Небесной чистоты, который занимал сам Император, воплощение «ян», находится прямо в центре (13 на схеме выше). Дворец Земного спокойствия («инь»), место жительства императрицы (15), в северной части. Между ними — Зал Объединения и Мира (14), где «инь» и «ян» объединялись в одно, чтобы породить гармонию.

Дворы Запретного города в Пекине
Дворы Запретного города в Пекине

Как вы уже поняли, к названиям зданий китайцы подошли с большой степенью креативности. На территории северной части комплекса есть ещё множество помещений с говорящими именами. Дворец безмятежного долголетия, Зал Умственного развития, Залы воды (на фото ниже) и других стихий. Фантазии архитекторов было где разгуляться!

Город запретный, город открытый. Прогулка по Пекину
Зал воды в Запретном городе

Императорские сады

Отдельно хочется остановиться на садах, о которых я уже упоминал выше. Как вы помните, их три. Все они разбиты на территории Дворца и сами по себе уже являются произведениями ландшафтного искусства.

Если в вашем воображении возникли образы благоухающих деревьев, многочисленных цветов и ухоженных дорожек, то, возможно, вы сейчас удивитесь. Конечно, и деревья и цветы в садах присутствуют, но центральное место здесь отдано не им. Оно отдано камням.

Своеобразная коллекция сада начала пополняться сразу же с момента его основания, с 1420-го года. Сегодня камней здесь столько, что сложно сосчитать. Некоторые являются частью декора, другие оформлены как настоящие экспонаты музея. А в самом центре парка из камней (самых дорогих на тот момент) выложен целый монумент — Холм накопленного изящества. Он представляет из себя искусственный холм высотой в 10 метров, куда в обязательном порядке поднимались императоры отмечая день «Двойной девятки».

Жизнь в городе

Запретный город не зря назван именно городом, а не дворцом. Жизнь в нём кипела и за пределами императорских опочивален и парков. Вся территория северной части комплекса представляет из себя, по сути, целый жилой район со своими улицами, домами, религиозными сооружениями и укладом жизни.

В основном здесь жили представители элит и члены королевской семьи. Вы же помните, что основатель Города, Чжу Ди, сам был лишь одним из 40 детей? Так вот, китайская династия и в последующие годы не уступала предкам в смысле количества наследников.

Улицы северной части Запретного города
Улицы северной части Запретного города

В разное время население города могло составлять до сотни человек и более. В Гугуне они проживали постоянно, для этого здесь были созданы все необходимые для жизни условия. Кроме жилых домов, на территории Запретного города находились храмы и какое-то подобие мест культурного досуга. Вообще, наполнение города всегда было предметом споров. С момента начала Культурной революции в Китае несколько лет звучали идеи создать на территории комплекса культурно-развлекательную площадку или парк. В 2000-ом году в одном из зданий Гугуна открылась кофейня Starbucks, правда, из-за протестов местного населения и работников её решено было закрыть.

Сегодня здесь расположено большое число музеев, посвящённых истории как самого комплекса, так и Китайской республики в целом. Как вы помните, Запретный город сохранил под своей крышей почти один миллион экспонатов древности.

Облик, символы и детали

Прогуливаясь по территории Дворцов, как внешнего так и внутреннего, нельзя не обратить внимание на множество деталей. Здесь всё, от элементов декора до цветовой гаммы, продумано до мелочей. Китаисты до сих бьются над разгадкой значения некоторых из них, но большая часть давно расшифрована и описана.

Например, уже упомянутый выше «цифровой характер» построек. Кратность применялась везде, где это было возможно и необходимо.

Кроме символизма в структуре, символизм присутствует и в элементах отделки дворца.

Например, все крыши зданий покрыты жёлтой краской или сделаны из материала жёлтого цвета. Жёлтый — императорский цвет, самый важный в декоре. Среди всех зданий можно найти лишь два исключения. Первое — Крыша библиотеки. Она черная, что символизирует воду. Вода должна была защищать книги от огня. Второе — «детская» комната. Её крыша покрыта зелёной черепицей. Зелёный — символ природы, а значит, роста.

Город запретный, город открытый. Прогулка по Пекину

Запретный город — не просто важнейшее сооружение китайской архитектуры. Оно является кульминацией, эталоном для всей культуры страны. По большому счёту, именно от Гугуна мы можем вести отчет тому, что сегодня знаем как классический китайский стиль. И поскольку Китай — страна крайне консервативная во всем, что касается своей культуры, этот стиль мало изменился на все 6 веков своего существования.

Ну всё, на этом закончим с древностью. Дальше я сосредоточусь на сугубо практических нюансах посещения.

Как попасть в Запретный город

Гугун расположен в самом центре Пекина. Вы можете найти его по адресу 4 Jingshan Qianjie, Dongcheng, Beijing или воспользовавшись советами ниже.

Если вы перемещаетесь на метро, ваш ориентир — это станции «Тяньаньмэнь си чжан» (Tian’anmen West Station), и «Тяньаньмэнь дун чжан» (Tian’anmen East Station), линия 1.

Если вы планируете доехать до Дворца на автобусе, вы можете воспользоваться любым из многочисленного списка номеров (1, 2, 10, 52, 52, 52, 59, 82, 90, 99). Все они так или иначе проезжают и через площадь Тяньанмэнь и, соответственно, вдоль комплекса.

Музей открыт ежедневно с 8:30. В летнее время (с марта по октябрь) он прекращает свою работу в 17:00, а в зимнее — в 16:30. Стоимость билетов для взрослого — от 400 до 600 рублей в зависимости от сезона. Действует система скидок для разных социальных групп, но лучше узнайте подробности на сайте музея. Оплатить вход можно наличными или с помощью банковской карты любой из международных платежных систем.

Если вы хотите заказать экскурсию по Пекину или по Запретному городу, вы можете это сделать через форму наших партнёров ниже:

Если вы хотите купить дешевый билет в Пекин, заходите в раздел поиска билетов на нашем сайте. Не забывайте оставлять комментарии, они очень помогают! Ну и подписывайтесь на наши обновления в любой из удобных вам социальных сетей!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Понравилось? Посмотрите также:
Красный Форт в Дели, последняя цитадель империи Великих Моголов
Читать

Красный Форт в Дели, последняя цитадель империи Великих Моголов

Великие Моголы (или Бабуриды) в течение трёхсот лет, вплоть до прихода сюда Британской империи, удерживали звание самой могущественной династии…

Читать