Крепость Даугавпилса: между прошлым и настоящим

Даугавпилсская, или, иначе, Динабургская крепость — одна из крупнейших и наиболее значимых достопримечательностей Латвии. Упоминание о ней вы найдёте в любом путеводителе на любом языке.

За все годы своего существования (а это более двух веков истории) чего с ней только не происходило! Крепость разрушали, восстанавливали, рушили вновь. Она успела побывать и в роли госпиталя и в роли главного форпоста. Здесь вспыхивали и гасли бунты, менялись правители и коменданты (только за первое десятилетие с основания их было четверо). Иногда даже кажется, что через главную крепость Даугавпилса прошла вся история Восточной Европы.

И хоть сегодня кажется, что её золотые времена позади, крепости каким-то образом удаётся не только сохранять достоинство, но даже уверенно и с надеждой смотреть в будущее.

Один из четырёх входов в крепость Даугавпилса
Один из четырёх входов в крепость Даугавпилса

В 2013 году Динабургскую крепость включили в число претендентов на получение статуса объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Пока что (по крайней мере, по состоянию на 2020 год) статус её так и не изменился. У власти просто нет денег для того, чтобы привести достопримечательность в должное состояние. Конечно, есть деньги Евросоюза, ежегодно датируемые Латвии в том числе на сохранение культурного наследия, но, увы, их недостаточно для всей страны.

В итоге, Даугавпилсская (давайте остановимся на этом названии) крепость так и остаётся в том же виде, в котором досталась Латвии после распада СССР. Стоит отдать должное, администрация прилагает усилия по крайней мере для облагораживания территории. За последние годы был проделан огромный путь. Если сравнивать современные фотографии с теми, что сохранились с начала 90-х, разницу просто невозможно не заметить.

Улицы современного Даугавпилса
Улицы современного Даугавпилса

Основание крепости

Строительство крепости началось в 1810 году. Латвия, тогда ещё входившая в состав Российской Империи, имела для Александра I особое стратегическое значение. За её границами начиналась Европа, где уже десятый год шли нескончаемые наполеоновские войны, и укрепление рубежей империи было разумным шагом. Забегая вперёд, скажу, что замысел российского императора себя оправдал.

Вот что говорил о строительстве крепости военный министр тех лет Барклай де Толли:

«У Динабурга... избрав хорошее месторасположение, должно построить крепость, которая охраняла бы сообщение с армией... Динабург кажется удобнее для сего назначения потому, что там находятся остатки укреплений, могущих весьма облегчить и ускорить работу»

Из записки «О защите западных пределов России»

Строили быстро, время поджимало. Для строительных работ, как принято в России, использовали солдат, чей труд всегда был бесплатным. Всего было задействовано не менее 15 тысяч человек, не считая мастеровых. Масштаб стройки был громадным! Для наглядности приведу пример в цифрах. На стенах крепости планировало оборудовать места для 595 пушек. Всего же в Российской империи таких пушек было 930, что означает, что в Даугавпилс должны были доставить и установить почти 2/3 всего арсенала страны.

Генеральный план строительства крепости
Генеральный план строительства крепости

Денег на стройку также не жалели. Помимо основного довольства, и так полагавшегося солдатам, им доплачивали ежедневно по 20 копеек. Для сравнения, полноценный обед в то время обходился примерно в половину копейки, а за 50 рублей можно было приобрести хорошую лошадь. Ну или чтобы было понятно современному читателю, переведём в нынешние цены. За 20 копеек солдат мог полноценно пообедать 40 раз. Возьмём стоимость обеда в средней столовой в 200 рублей. Это значит, что сегодняшний солдат на такой же стройке получал бы не менее 8 000 рублей! За месяц работы наберётся уже половина зарплаты нынешнего депутата 🙂

От Александра до Александра

Наполеон вторгся в Россию в 1812 году. Корпус маршала Удино, руководившего наступлением, пересёк российскую границу с армией в несколько десятков тысяч человек, не считая кавалерии. В это время на защиту крепости Даугавпилса вышло немногим больше 2 500 солдат...

Осада крепости началась 1 июля, маршал рассчитывал на блицкриг, однако этому не суждено было сбыться. Уже спустя несколько дней французы отступают, оставив крепость и понеся большие потери.

Штурм крепости корпусом Удино
Штурм крепости корпусом Удино

Крепость, повреждённая в ходе осады, на несколько лет была забыта. У Российской Империи хватало забот, а угроза с запада на тот момент уже миновала. В 1825 году умирает царь Александр I, престол переходит к его брату Николаю, но после передачи престола начинаются волнения в столице. В декабре того же года в Петербурге вспыхивает восстание декабристов.

Но неспокойно не только в Петербурге. В 1830-ом в Даугавпилсской крепости вновь вводится военное положение. Причина — польское восстание у самых границ страны. Усмирить поляков удаётся лишь в 1831-ом, однако спустя 30 лет похожий сценарий повторяется вновь. В результате этих событий окончание строительства крепости снова и снова откладывается: она будет закончена лишь в 1878 году, при новом царе.

С момента начала строительства и до его завершения прошло почти 60 лет, целая эпоха! От одного Александра до другого и от одной реальности — к другой.

Закат Империи

Следующие 20 лет были для Даугавпилса и крепости временем относительного затишья и расцвета. Через город сюда была проведена железная дорога, сделав город важной узловой точкой на пересечении путей. В самой крепости были построены гражданские и военные сооружения, открыт детский приют и здания Красного креста. В 1887 году учреждены пожарная и жандармская команды.

Указом царя от 1893 года город переименовывают в Двинск. Крепость следом за городом также обретает своё новое название, став Двинской. На этом этапе история города и история крепости расходятся, и если Двинск в то время стал одним из крупнейших промышленных центров на западе страны, то для крепости в новом времени не остаётся места. В 1897 году её упраздняют, посчитав устаревшей, на территории открывают склады.

Здания различного назначения на территории крепости
Здания различного назначения на территории крепости

С началом Первой мировой войны крепость ненадолго возвращает себе оборонительное значение. В августе 1914-го на её территории открывается Двинский Военный округ, куда переводят 5-й штаб русской армии.

Война в Империи сменяется Революцией. Крепость ненадолго занимают немецкие войска, в конце 1918-го их вытесняют большевики, годом позже «красных» сменяют литовцы. И вот уже в 1920 году город вновь переименован в Даугавпилс, а крепость возвращает утерянное значение и величие.

Между миром и войной

Период с 1920 по 1940 можно считать временем ренессанса Даугавпилса. Растёт экономика, возводятся новые и реставрируются старые здания, возвращаются жители. На территории крепости строятся два новых монументальных здания — Дом и мост Единства.

Но золотая пора длилась недолго. В 1940 году в Латвию входят советские войска, а в 1941 на их место приходят немцы. Начинается самая мрачная страница в истории страны.

Даугавпиллская крепость
Даугавпилсская крепость

Немцы не стали использовать крепость в качестве фортификационного сооружения. Несмотря на то что какая-то часть войск здесь всё-таки расположилась, замысел был в другом.

С 1941 по 1944 год на территории Даугавпилсской крепости было организовано одно из крупнейших в Латвии еврейских гетто, а также концентрационный лагерь Stalag-34. Здесь своё последнее пристанище нашли 165 тысяч человек...

В конечном итоге Советы отвоевали Даугавпилс. Красная армия вошла в город 27 июля 44-го и после непродолжительных боев погнала немцев. Однако, гуляя по крепости сегодня, не покидает ощущение, что после произошедшего крепость так и не оправилась.

Novum Tempus

К окончанию войны весь Советский союз и Латвия вместе с ним лежали в руинах. Многие города пришлось выстраивать заново, так как восстанавливать в них было уже нечего. Какие-то собирали по кусочкам, а некоторые (например, Керчь) уже не подлежали восстановлению. Стоит ли говорить, что в этом новом мире на достопримечательности вроде Даугавпилсской крепости у страны банально не было ресурсов.

Сначала крепость досталась солдатам, позже — военному училищу. Оборонительный контур не трогали, но всё, что находилось внутри периметра, постепенно либо демонтировали либо переоборудовали.

Руины иезуитского собора, уничтоженного во времена СССР
Руины иезуитского собора, уничтоженного во времена СССР

Со временем военные задачи сменились сугубо гражданскими, и внутри крепостных стен начали строить жилые дома. Об изначальном виде никто уже не думал, переоборудование было подчинено новому генплану. По сути, до наших времён сохранилось только то, что ему не противоречило. Но и этого немало.

В 1990 году Латвия вновь становится независимым государством и ещё через 4 года передает крепость городскому совету. И тут начинается настоящая чехарда. Министерства, одно за другим, видя, в каком состоянии пребывает крепость, отказываются взять её под свою опеку. Кстати, первым отказывается именно Министерство обороны, которому крепость досталась «по наследству».

В крепости поочередно открываются и закрываются то детский приют, то полиция, то офисы коммунальных служб. В 98-ом Крепость передают Государственному агентству недвижимости, не уточнив, однако, где новый владелец должен взять деньги на реконструкцию...

Вид на городскую промзону Даугавпилса
Вид на городскую промзону Даугавпилса

А что сегодня?

Первые попытки «подступиться» к Крепости начались ещё в 90-х. В 1995 году независимое проектное бюро «М. и В.Брузис» после инвентаризации составило заключение об актуальном состоянии достопримечательности и выступило с предложениями о дальнейшем развитии. Различные предложения выдвигали и латвийские чиновники, при том речь шла как о культурном статусе Крепости, так и о переводе её в гражданский статус. Даже предлагали открыть на территории долговую тюрьму.

В «нулевые» годы Крепость стала местом проведения многочисленных фестивалей, от ярмарок пива до соревнований по мото-кроссу. Понятно, что ни о какой реконструкции речи долгие годы не шло. Заговорили об этом вновь лишь в 2012 году, но, по правде сказать, будущее так и представляется туманным.

Несмотря на то, что Крепость сейчас производит неоднозначное впечатление, надо отдать должное властям Республики. В период с 2013-го и по настоящий момент была проведена большая работа. Были отреставрированы Водоподъёмное здание, Арсенал, несколько ворот, заменены коммуникации, Комендантское управление и ещё ряд исторических зданий. В 2013 на территории Крепости открыли музей Марка Ротко, уроженца Даугавпилса, стали проводить выставки и культурные мероприятия. Понятно, что всё это пока лишь первые робкие шаги. Но хочется верить, что за ними последуют и другие.

Мост к крепости Даугавпилса
Мост к крепости Даугавпилса

Как добраться до Крепости?

Под конец, как обычно, немного практической информации.

Крепость находится в северо-западной части города Даугавпилс, примерно в километре от центральной площади. Технически, добраться до неё можно и на общественном транспорте, но, так как город небольшой, то проще будет дойти пешком.

Вход в крепость — бесплатный, плата взымается только за посещение экспозиций и музеев на территории. Ну и, поскольку формально крепость является районом города, вход ничем не ограничен и возможен в любое время, хоть поздней ночью.

Как добраться до Даугавпилса?
  1. От Риги до города ежедневно ходят автобусы, дорога займёт порядка 4 часов, расписание можно посмотреть на сайте Omio.
  2. Если вы путешествуете на автомобиле, закладывайте на дорогу 3 часа. Расстояние по трассам между Ригой и Даугавпилсом — около 230 км.
  3. Заехать в Даугавпилс удобно, если вы въезжаете в страну со стороны Беларуси. Город находится всего в получасе езды от границы.
  4. Есть также дорога со стороны Литвы. Путь от Вильнюса займет немногим больше 2 часов, расстояние по дорогам — 174 км.
А до Латвии?

Сообщение между Россий и Латвией весьма разнообразно и удобно. Самым быстрым вариантом всё ещё остается самолёт, рейсы — по несколько раз в день. Кстати, билеты вы можете приобрести прямо на сайте. Вторым по сочетанию комфорта и скорости являются автобусы Lux Express и EcoLines. В этом случае дорога займёт около 12 часов, сами автобусы — ночные, но очень комфортные!

Ну и конечно автомобиль. Наш опыт показывает, что до Риги из Москвы можно доехать за 14-16 часов в зависимости от загруженности границы. Если вы решаете ехать на автомобиле, можно заодно посетить несколько городов по дороге. Кстати, следите за обновлениями в категориях Россия и Латвия, там скоро появится много интересного!

Что ещё почитать?
  1. Официальный сайт крепости Даугавпилса.
  2. Интересный материал про Мусу Джалиля, одного из самых известных узников Крепости.
  3. Туристический портал Даугавпилса.
  4. Наш материал про одну из самых интересных крепостей Индии, Красный Форт. Будет с чем сравнить!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Понравилось? Посмотрите также:
Неизвестная Словакия. Деревня Сулов: замки и скалы, просторы и леса
Читать

Неизвестная Словакия. Деревня Сулов: замки и скалы, просторы и леса

Когда-то единая Чехословакия в 1993 году разделилась, образовав две замечательные страны — Словакию и Чехию, и если последняя купается…

Читать
Ивано-Франковск: Архитектура и истории «Маленького Львова»
Читать

Ивано-Франковск: Архитектура и истории «Маленького Львова»

Город со своим специфическим архитектурным стилем. Город-обманка со сложной судьбой и длинной историей. Город, в котором тесно переплелись…

Читать
Мукачево: туманными тропами от современности в средневековье
Читать

Мукачево: туманными тропами от современности в средневековье

Проект Альторама продолжает знакомить дорогих читателей с замечательной Украиной, и сегодня я открою для вас ещё один малоизвестный…

Читать