Ивано-Франковск: Архитектура и истории «Маленького Львова»

Город со своим специфическим архитектурным стилем. Город-обманка со сложной судьбой и длинной историей. Город, в котором тесно переплелись украинское с польским и советское с современным. Красивый и гостеприимный Ивано-Франковск.

 

Ивано-Франковск часто называют третим по красоте городом Украины, а ещё чаще «малым Львовым». Не знаю, насколько он заслуживает столь лестных определений и сравнений, но то, что город обладает определённым шармом, сомнений не вызывает. Я бы сказал, что наиболее точно Ивано-Франковск можно охарактеризовать как город победившей эклектики, но не из-за плохого вкуса строителей (тут как раз не может быть нареканий), а по причине существенных изменений, привнесённых в город уже в его советский период.

 

Эту странную эстетику подхватили и новые жители города после развала Союза, продолжая играть в героев басни про Лебедя, Рака и Щуку, будто бы растаскивая визуальную и культурную матрицу Ивано-Франковска в разные стороны, не сговариваясь и не пересекаясь. Историческая часть города живёт в своём ритме, постепенно консервируясь, как и положено туристическому центру, многие оставшиеся советские артефакты приспособились к новым реалиям и, наоборот, будто бы реинкарнировались, молодёжь создала отдельную субкультуру, украшая город новыми деталями, а пожилые жители привносят сюда что-то традиционное их укладу жизни. В общем, в отличие от Львова, Киева или Харькова, где можно однозначно определить стиль, про столицу одноимённой области я не смогу сказать что-то определённого.

 

Вот взять хотя бы эту фотографию, на которой виден элемент железнодорожного вокзала города. Если не знать, что здание построено в 1866 году, я не взялся бы однозначно определить его архитектурный и, тем более, эпохальный стиль. По году постройки и общему решению здание правильнее всего было бы отнести к классицизму, но ровно до того момента, когда ты начинаешь всматриваться в детали. Маска над высокими окнами — уже абсолютный модерн, ровно как и «бусы» в верхней части рам. Картуши по краям здания, не попавшие на фотографию — однозначное барокко, которое в данном случае можно отнести к историзму из-за поздней постройки, а вот надпись с названием станции рядом с куполом это явный подарок советской страшной типографики, даже несмотря на то, что сделаны буквы, скорее всего, уже XXI веке.

 

Та же картина наблюдается и со стороны железнодорожных путей. На одной единственной фотографии я могу насчитать влияние не менее чем 6 стилей — от того же классицизма до позднесоветской стилистики со всеми промежуточными этапами. Хотите попробовать сами? : )

Железнодорожный вокзал Ивано-Франковска
Железнодорожный вокзал Ивано-Франковска

Не менее эклектичной можно назвать и судьбу города в целом. Будучи основанным в 1662 году гетманом Анджеем Потоцким под названием Станиславов, он успел побывать в составе всех возможных империй Восточной Европы. Первые сто с небольшим лет город входил в состав Речи Посполитой, в 1772 перешёл в империю Габсбургов, в 1804 стал частью Австрийской империи, в 1864 — Австро-венгерской, в 1918 вошёл в Западно-Украинскую Народную Республику в качестве столицы, чтобы уже через год попасть в состав Польши и ещё спустя 30 лет — Советского союза, а после его распада вновь стать частью Украины.

 

Кстати, нынешнее название город получил совсем недавно, чуть более 50 лет назад, в 1962 году, в честь знаменитого украинского поэта Ивана Франко, что было приурочено к 300-летию со дня основания города.

Как и многие города Европы, Станиславов (будем пока пользоваться его историческим названием) появился как крепость, основной функцией которой была охрана рубежей страны от врагов: для начала XVII века ими были, в первую очередь, крымские татары и запорожские казаки. Сейчас от крепости ничего не осталось, и формальным историческим центром города можно считать Рыночную площадь и Ратушу, которая, к слову, является единственной в своём роде для Украины, так как построена в модерновом стиле. И вот тут вдумчивый читатель должен споткнуться.

 

Но да, всё верно — одно из центральных и самых значимых зданий в городе действительно было построено всего лишь в 1957 году, но на месте разрушенной ратуши 1935 года, которая, в свою очередь, заменила ратушу 1870 года, уничтоженную в Первую Мировую войну, которая была построена на месте сгоревшего здания середины XIX века, которое появилось после урагана 1826 года, частично разрушившего здание 1695 года, заменившее разобранное в 1677 году здание 1672 года постройки, вставшее на площади на смену деревянной ратуши 1662 года.

 

Вот в этом месте хочется вспомнить притчу про британского журналиста и китайца (или, может, японца), убеждавшего его в том, что вот этот прекрасный храм, трижды горевший и дважды уничтоженный, является историческим, так как каждый раз он строился ровно так же и там же, где стоял его предшественник. : )

Ратуша 1957 года и барочное здание в центре
Ратуша 1957 года и барочное здание в центре

А вот рыночная площадь, кажется, не изменилась со времён строительства, разве что обросла эффектными фонарями, покрылась новой плиткой вместо брусчатки, а также небольшими скульптурными композициями и фонтанами. Как и пару веков назад, она является местом концертов, сбора людей, торговли и городских мероприятий, хотя сейчас основным центром для прогулок правильнее назвать улицу Независимости, так называемую «стометровку». Как раз рядом с центральной площадью легко обнаружить ряд любопытных артефактов советских и постсоветских времён.

Советские таксофоны в Ивано-Франковске
Советские таксофоны в Ивано-Франковске
Старая и новая вывески на столбах
Старая и новая вывески на столбах

Именно советского в городе совсем немного, а из-за событий последних лет станет ещё меньше. К примеру, по новому закону, из Ивано-Франковска, как и со всей территории страны, исчезнут названия улиц и символика, так или иначе отсылающие ко времени СССР. Несмотря на это, в городе незримо присутствует какой-то типично советский дух, от которого начисто избавлены другие города на западе страны. И не то, чтобы это было видно в каких-то конкретных деталях, но почему-то тут это чувствуется. При этом сейчас существует две тенденции развития, привносимые в город новым поколением.

 

Первая — типично европейская, даже, я бы сказал, польская. Она связана с развитием города в рамках культурной традиции и истории. В первую очередь, это традиция фестивалей и уличной культуры. В Ивано-Франковске в мае проводится крупный международный Фестиваль кузнецов «Свято ковалів», собирающий мастеров чуть ли не со всего мира, набирают обороты и другие крупные фестивали, а что касается уличной культуры, то из года в год на площадках города всё чаще можно встретить музыкантов и артистов, многие из которых используют национальные инструменты и стиль.

 

Вторая — неформальная, перекликающаяся с, возможно, британской субкультурой, возможно, восточно-германской. В городе много стрит-арта, притом это чаще даже не классические граффити, хотя они тоже есть, а скорее хулиганский стенсил-арт и теги. В них уже чётко видны повторяющиеся мотивы и персонажи. Но это скорее наблюдение, возможно и не оправданное.

Чтобы что-то сказать о субкультуре города, в нём надо жить и быть включённым в эту среду, но ни того, ни другого я не успел, поэтому оставим эту часть в качестве личного наблюдения и пойдём дальше.

 

Отойдя от Рыночной площади, мы можем разглядеть всё великолепие парадной, барочной части города. Во времена строительства, в 1662 году, в архитектуре бытовала идея «идеального города», которую постарались привнести в Ивано-Франковск силами ведущих архитекторов того времени. Одним из первых строителей можно считать авиньонского архитектора Франческо Корозини, приглашённого Потоцким для реализации своих замыслов, но надо признать, что «идеальные города» так и остались теоретической концепцией, ниразу не перешедшей из плоскости бумаги в объемы архитектурных форм. Тем не менее, Станиславову барокко подарило лицо.

Любопытно, насколько гармонично этот стиль слился с модерновыми элементами более поздней застройки. Как в случае со зданием вокзала, где невозможно понять, к чем относится лепнина на фасаде, рассматривая детали города, не всегда можно чётко обозначить даты строительства. Отдельный пласт — советская архитектура, так называемый сталинский ампир, который хоть и был похожим по всей территории Союза, но и тут приобрёл другой вид. Но каким бы эклектичным не был архитектурный стиль города, невозможно отказать ему в изяществе.

Отдельные детали, которые легко можно отнести к советскому периоду (и к которому они, судя по всему, и относятся) черпают вдохновение больше от польской традиции. Это выражается в прямых углах, пропорциях элементов, цветовых решениях, да и просто интуитивно. А самое интересное то, насколько гармонично они перекликаются с богатым и помпезным убранством города. Несовместимые, казалось бы, элементы магическим образом складываются в мозаику, вплетаясь в ткань барочного стиля.

В самом центре можно наткнуться на дома-оборотни, то ли прикидывающиеся старыми, то ли действительно пережившие время в идеальном виде. Вот, допустим, здание на фоне городской ратуши (снизу, левое на фотографии). Как понять, какого оно года постройки? По сохранности кажется, что это новодел, по интересному решению фасада его можно отнести как к концу XIX века, так и к XXI, но вот крыша и особенно окошко... Я снова теряюсь в догадках.

В конечном итоге, можно сказать, что весь Ивано-Франковск — это город-обманка, которую очень интересно разгадывать и разглядывать. Самое важное, что здесь есть — огромный потенциал к развитию, который уже двигает и будет продолжать двигать город вперёд. Я уверен, что если приехать сюда сейчас и повторить визит через несколько лет, можно не узнать город, что лично я планирую проверить в будущем.

 

Да, сегодня в Ивано-Фраковске есть множество того, с чем неплохо бы побороться, но это есть и в других уголках Украины — например, тот самый типичный советский флёр, сильно мешающий и портящий облик, но если смотреть на тенденции, то и от него потихоньку начинают избавляться.

 

Пока же сюда однозначно стоит приехать на один-два дня, чтобы самому увидеть и прочувствовать ту самую специфическую городскую эклектику, о которой я говорил. Ну или просто чтобы выпить кофе в любом из многочисленных городских кафе. В любом случае, я надеюсь, что, прочитав сегодняшнюю заметку, вы будете знать, на что стоит обратить внимание при осмотре города, а это немаловажно.

 

В самом начале повествования я задал себе самому вопрос о том, можно ли называть Ивано-Франковск «малым Львовом». И даже сейчас я не могу ответить на него однозначно. Попробую сделать это ещё через несколько лет : )