Старый Крым: Мечеть хана Узбека и Армянский монастырь Сурб Хач

Сегодняшняя статья будет носить скорее характер исторической заметки, так как она будет целиком посвящена прогулке по одному из старейших мест на Крымском полуострове — административному центру Крымского Юрта и резиденции эмира Крыма, месту под названием Старый Крым

 

Нельзя сказать, что на данный момент гулять по городу интересно настолько же, насколько читать о нём в учебниках по истории Крыма, ведь сам по себе он давно утратил и прежнее значение и бывалый лоск. Сейчас Старый Крым, когда-то являвшийся резиденцией эмира всего полуострова и называвшийся в разные времена то Кырым, то Солхат, представляет из себя сравнительно небольшой городок районного подчинения в Юго-восточной части полуострова. Многие из тех, кто приезжает в Крым, а особенно те, кто пересекает границу полуострова с востока, начиная путешествие в Керчи, даже не заметят город на трассе. Общая его площадь слегка не дотягивает до 10 кв.км, дорога, проходящая город насквозь, ведёт, с одной стороны, в приморские Коктебель и Феодосию, с другой, — на поворот в сторону Судака, а прямо — до столицы, Симферополя. Сейчас, глядя на это, тяжело представить, что ещё совсем недавно (по историческим, конечно же, меркам) тут бурлила светская и религиозная жизнь.

 

Сам город возник тут в районе XIII века, с приходом сюда Золотой Орды. Однако, так как в разных местах на территории нынешнего Старого Крыма учёные то и дело находили следы поселений времён неолита, отследить точное время появления в Старом Крыме цивилизации сложно. Тем не менее, можно условно считать датой создания здесь города 1263 год, когда в летописях появилось первое упоминание, рассказывающее о поселениях на этой территории. Если судить по летописи, тут в тот момент проживали русы, кыпчаки и даже аланы (которых гораздо привычнее находить на территории современного Кавказа). Ещё одна характерная черта этой территории — достаточно либеральное для того времени отношения к различным конфессиям. Историки сходятся во мнении, что в то время на территории Старого Крыма существовали одновременно и мусульманская и христианская часть. Спустя 100 лет в небольшом отдалении был также основан монастырь Сурб Хач, относящийся к армянской апостольской церкви, с которого я, пожалуй, и начну визуальную часть своего рассказа.

Монастырь Сурб Хач (или в переводе с армянского — Монастырь Святого Креста) находится в отдалении от города, в 3,5 километрах к юго-западу и относится (как, впрочем, и все остальные армянские приходы Крыма) к Украинской епархии Армянской апостольской церкви, однако, в связи с последними событиями, не исключаю, что на настоящий момент это уже не так. Тем не менее, в чём можно быть точно уверенным, так это в том, что основан он был тут, действительно, в середине XIV века и это было связано с миграцией армян в тот период.

 

Если не брать в расчет ряд особенностей, характерных для армянской религиозной архитектуры, и внешний вид монахов, которые несут здесь службу (если именно так называется в кругах церкви служение монахов), мы всё равно не можем отвлечься от мысли о том, что это всё тот же Крым, — настолько преобладают в архитектуре монастыря именно классические крымские решения. Это касается и особенностей кладки, и классических крымских крыш, да и ещё десятков деталей. В общем-то, если не знать наверняка, что это за место, можно ошибиться, приняв Сурб Хач за очередной шедевр скорее крымско-татарского зодчества, но это не так.</p>
<p>Что действительно сразу указывает на принадлежность к  конфессии, это наличие тут столь знакомых посетителям армении резных крестов — так называемых хачкаров, при том, если часть из них сделана менее искусно в вездесущем для полуострова известняке, то для нескольких, видимо, сюда был специально завезён красный туф, внешний вид резьбы по которому отличается кружевной изящностью.

Внешний вид монастыря как снаружи так и изнутри крайне аскетичен, и этим он похож на практически все культовые сооружения армянской религии. Как я писал выше, разница во многом заключается скорее в специфике региона и в строительных материалах, которые были использованы при строительстве. Комплекс монастыря включает в себя Церковь Сурб-Ншан, Трапезную, монашьи кельи и несколько малых архитектурных форм. Монастырь за свою историю перестраивался, пережил турецкое вторжение, советскую власть, переживал и упадок и рассвет. До сих пор тут сохранилось несколько надписей на армянском, датированных разными эпохами.

Если пройти от монастыря вглубь леса по прилегающей лесной дороге, можно выйти к территории старой церкви, от которой на данный момент не осталось практически ничего, однако монахи, а возможно и просто местные жители стараются поддерживать здесь какую-то жизнь, устанавливая самодельные кресты, принося иконы и не давая зарасти дороге до развалин. Про эту церковь я слышал ещё до приезда сюда и, почему-то, много пожеланий дойти до неё. Если честно, единственное, что в какой-то момент заставило нас в итоге дойти до неё, был уже банальный принцип, так как знай мы, что кроме леса и груды камней, не обнаружим тут ничего, мы бы, вероятно, развернулись на полпути.

Хан Узбек — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283–1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года, сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура. Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. В русских летописях известен как «Алабуга», «Азбяк» и «Озбяк».

В общем, погуляв вдоволь по христианской мекке Старого Крыма, для того, чтобы сложить цельное впечатление о достопримечательных местах города, мы вернёмся в его основную, условно-центральную, часть, чтобы посетить мекку мусульманскую, мечеть хана Узбека — самую старую из сохранившихся мечетей на всём Крымском полуострове. Про самого хана Узбека информацию найти в сети достаточно легко, но из его биографии мне наиболее интересно два обстоятельства: он был ярым противником христианства, закрепил ислам в качестве государственной религии и занимался гонениями на христиан. При этом на «должности» хана он был с 1313 года, когда христианство здесь (в том числе и Армянская церковь) также находились в период рассвета и становления. В общем, своеобразная средневековая версия классической Шекспировской повести с религией в качестве основного камня преткновения.

 

Единственное, на чём хочу сделать остановку по пути к мечети — на одном безымянном, но типичном для старого Крыма здании (в данном случае речь не о городе, а именно о классической архитектуре полуострова в целом). Обратите внимание на то, как сделана черепичная кладка и сравните с аналогичной в Армянском монастыре. Они практически идентичны и специфичны именно для Крыма.

Но, не задерживаясь надолго в городе, вернёмся к нашей изначальной цели.

 

Мечеть Узбека находится на улице Халтурина, практически в самом центре города Старый Крым, и состоит из двух основных исторических построек, одна из которых находится в более-менее сохранном виде, а вторая, увы, представляет из себя на данный момент лишь руины. Речь идёт о здании действующей мечети 1314 года постройки и о руинах медресе, духовного училища мусульман, основанном здесь по инициативе богатой местной жительницы спустя два десятилетия после основания мечети.

 

Старокрымская мечеть достаточно простая по архитектуре, она представляет из себя прямоугольник в основании и отдельно стоящий классический минарет. Наибольший интерес представляют, как мне кажется, красивые изразцы на стенах и портал входной группы. Общая стилистика мусульманской архитектуры всегда более-менее типична и при этом крайне эстетически выверена. В данном случае, как и в примере с Армянской церковью, определённое влияние тут оказала особенность крымских строительных материалов и техник — оформление фасадов мечети при всей задуманной изящности смотрится гораздо более грубо, особенно если сравнивать с фасадами религиозных мусульманских сооружений Индии, Ирана, Марокко и ряда других исторически мусульманских территорий.

Неф — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов

Внутреннее убранство мечети достаточно аскетично, в этом плане «не уступая» внешнему облику: это классическая трёхнефная базилика с алтарем-михрабом в конце зала, при чём по большому счёту эстетический и культурный интерес представляют собой всего две части — как раз михраб и входная группа, лишь они сохранили характерную для мечети особенность — художественную резьбу по камню.

 

Увы, в отличие от мечети, соседнее здание духовного училища история не пощадила, оставив только лишь величественные развалины и, чтобы нарисовать в голове облик медресе, мы можем опираться уже только на исторические сведения.

Медресе представляло собой квадратные в плане строения сооружение с внутренним открытым двором, мощенным каменными плитами. Во двор вел торжественный моргал, богато украшенный резьбой. Вокруг двора со всех сторон расположились кельи — каменные клети с узкими, как бойницы, окнами.

На данный момент от всей красоты сохранилось лишь вот такая картина:

К сожалению, Старый Крым не столь популярен как раскрученный Херсонес и поэтому здания не только не восстанавливаются, но и должным образом не поддерживаются, ветшают, зарастают травой и становятся площадками для мусора. Представить себе чтобы в таком же состоянии содержались исторические памятники где-нибудь в Риме, было бы невозможно, но тут это, увы, в порядке вещей.

 

Ещё одной деталью, привлекающей внимание на территории всего архитектурного комплекса мечети (и тоже никак, увы, не защищённой), является обилие мусульманских захоронений, многим из которых больше 500 лет. Например, на территории захоронена та самая состоятельная дама, которая дала толчок строительству медресе.

Сохранились не только сами колонны, но история также пощадила и каменную резьбу на них. Эти надписи прошли сквозь века практически нетронутыми и, я уверен, знатоки арабской письменности и сейчас смогут разобрать и прочесть их, узнав имена и, возможно, на секунду соприкоснувшись с судьбой захороненных здесь ещё во времена Золотой Орды, уроженцев города Старый Крым.