Храм Лотоса: главная святыня бахаи на Индийском полуострове

Помните текст самой известной песни Джона Леннона, ставшей своеобразным гимном нового поколения? Помните строку «Imagine all the people living life in peace…»? Сегодня я хочу рассказать вам о людях, как никогда близко подошедших к этому романтическому идеалу.

 

Моя история берёт своё начало совсем не в Индии, хотя рассказ преимущественно будет о ней. Но начнём мы издалека и на пару минут перенесёмся в государство не менее древнее и великое, чем Индия: в Персию, в самое начало XIX века, в столицу страны Тегеран, где 12 ноября 1817 года появился на свет человек, ставший для многих олицетворением бога. 

Учение Баби (Бабизм) — религия, созданная Бабом  в Иране. Бабизм провозглашает окончание господства законов, основанных на Коране и шариате, замену их новыми, исходящими из принципов равенства всех людей и защиты их прав

Мирза Хусейн Али Нури, взявший позже имя Бахаулла, родился в семье богатых родителей, его отцом был придворный министр, безмерно любивший сына и уже с детства замечавший, что тот обладает необыкновенными способностями. Однажды отец Бахауллы увидел сон, в котором его сын плыл по бескрайнему океану в окружении бесчисленной стаи рыб, освещающей всё вокруг сиянием: этот сон был однозначно истолкован мудрецами как пророчество будущей судьбы мальчика, ставшего в итоге основателем новой религии. Исполнение пророчества не заставило себя долго ждать — в возрасте 20 с небольшим лет Хусейн Али Нури теряет отца, покидает семью и отправляется в странствия. К 27 годам он знакомится с учением бабизма, становясь его деятельным последователем, за что спустя несколько месяцев попадает в темницу под названием «Чёрная яма». Заключение, хоть и недолгое, проходит в сложнейших условиях, но позволяет будущему пророку остаться наедине с собой и переосмыслить свой дальнейший путь: считается, что именно этот эпизод жизни Бахауллы стал началом его личного духовного пути.

В 1850 году умирает Сейид Али Мухаммада Ширази, носящий титул Баб, после чего происходит раскол внутри всего движения, существенно повлияв на мировоззрение основателя новой религии. В 1863 году Хусейн Али Нури объявляет себя не только последователем Баба, но и тем, о ком Баб пророчествовал, «Тем, кого явит Бог», что определяет его дальнейшую судьбу и судьбу религии бахаи. Остаток своей жизни Бахаулла проводит в тюрьмах: сначала в Константинополе, потом в Адрианополе, а с 1868 года его приговаривают к пожизненному заключению в городе-тюрьме Акко (современный Израиль). Он проводит в заключении почти 40 лет и всё это время тратит на то, чтобы понять природу человека и его души, принципы жизни на этом свете и после него, исследует тексты Библии и Корана. В итоге он находит свои ответы и излагает их на бумаге в виде множества книг, заложивших основы бахаи (бахаизма).

Что же такое религия бахаи и почему эта долгая преамбула из Ирана так важна нам, чтобы понять, что такое Храм Лотоса в Индии? И главное, при чём тут Джон Леннон? : )

Первый Дом Поклонения бахаи был сооружён в 1908 в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова. В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими Храмами», на каждом континенте или части света

Бахаи — одна из самых молодых религий в мире, ещё только набирающая сторонников как в Азии, так и в Европе, но уже достаточно крепко стоящая на ногах. Я не буду глубоко влезать в религиоведение, это могло бы занять очень много времени; я остановлюсь в своём повествовании только лишь на паре ключевых принципов бахаи, которые позволят нам понять основу религии. Итак, бахаи — это монотеистическая религия, возникшая в середине XIX века в Средней Азии и ставшая логическим и идейным продолжением учения Баба. Основными столпами и лидерами бахаи называют самого Бахауллу, а также его сына и, позже, внука — именно они дали религии её теоретическую базу. В религии бахаи нет священнослужителей: считается, что адепты веры должны постигать учение самостоятельно. Точно так же в религии не так много канонов для строительства храмов и иных культовых сооружений (у Домов Поклонения бахаи должно быть 9 входов и купол). Это проистекает из основного принципа учения — демократичности во всём. Бахаи отрицает любые варианты разделений человека — классовые, рассовые, половые или любые другие. Не менее важно то, что бахаи отрицает и религиозное разделение, обосновывая это тем, что религия в мире одна, как и Бог в мире один, — меняются лишь его перерождения. Если упростить, суть в том, что Бог являлся в мир многократно в разных отличиях, и Бахаулла — лишь одно из явлений его в мир наряду с Авраамом, Моисеем, Буддой, Заратустрой, Кришной, Иисусом Христом, Мухаммедом и, конечно, Бабом. Поэтому символом бахаи является 9-тиконечная звезда, каждый луч которой как раз соответствует очередной инкарнации.

 

У веры есть свой религиозный центр (Всемирный Центр Бахаи), который находится в Израиле, в городе Хайфа, там же расположены Усыпальницы Баба и Бахауллы. Помимо основного центра, куда стекаются все паломники, по всему миру существует огромное множество так называемых «Домов Поклонения» — так называются храмы у бахаи, — и в дальнейшем рассказ пойдёт об одном из самых известных — о храме Лотоса в Дели.

Не все из тех, кто побывал в Индии, слышали о храме, отдавая предпочтение более тёплым регионам страны, при этом Храм Лотоса можно назвать одной из жемчужин полуострова.

 

Храм расположен в отдалении от центра, вблизи столицы Нью-Дели, и был основан на месте поселения Баха Пур, что можно перевести с хинди как «Жилище Баха». Считается, что пророчество о храме пришло во снах шаху Акбару, одному из потомков династии Моголов.

И приснилось мне, что камень за камнем я воздвиг священный храм. Не пагоду и не мечеть и не церковь, но возвышенное и проще с вратами открытыми для дыхания небес и истина и мир и любовь и справедливость нашли и поселились в нем

Храм Лотоса считается одним из наиболее эффектных и узнаваемых храмов религии бахаи в мире и матерью храмов на Индостане. Архитектурное решение храма отмечено множеством наград и своим внешним видом обязано архитектору Фариборзу Сахбе, канадцу иранского происхождения.

У всех храмов религии, несмотря на внешние различия, существует ряд отличительных особенностей, которые можно встретить в любом из строений бахаи: например, в них всегда будет присутствовать девять входов как символ объединения всех религий и открытости миру вне зависимости от стороны света и других нюансов.

 

Из-за специфики внешнего вида храма Лотоса его часто путают с другим похожим сооружением — с Сиднейской Оперой, однако прямой связи между ними нет. При строительстве архитектор черпал вдохновение в одном из главных символов Индии, лотосе, увековечив цветок в камне. Действительно, 27 бетонных лепестков, расположенных в три ряда по 9 в каждом, если смотреть на них сверху, образуют легко узнаваемую картинку слегка распустившегося цветка, а бассейны вокруг только усиливают это ощущение.

Сооружение достаточно массивное: диаметр центрального купола составляет 75 метров, а высота всего комплекса — около 35. Интерьер Храма Лотоса аскетичен и интересен больше с точки зрения организации пространства и ряда инженерных решений. Внутри одновременно могут находиться до 1300 человек, но даже летом в храме не бывает жарко из-за сложной системы внутренней вентиляции: тёплый воздух из нижней части поступает к своду и вытягивается наружу.

 

Как я писал выше, в религии бахаи нет понятия священнослужителя, в храме работают волонтёры. Войти сюда может любой человек вне зависимости от вероисповедания: по большому счёту, единственное условие, которое ставят перед посетителями, заключается в том, чтобы снять и сдать на хранение обувь на входе. В зал пускают организованными группами, чтобы не образовывать толкучку из-за большого количества желающих, но, если вы не относите себя к последователям бахаизма, вряд ли вы найдёте внутри что-то кроме просторного зала и символа на своде купола.

Самое интересное, на мой взгляд, происходит снаружи храма, да и никто не даст задерживаться внутри. Правила посещения для туристов достаточно жёстко регламентированы, и их нарушение может привести не только к выдворению с территории, но и к запрету на посещение в будущем. Однако атмосфера внутри помещения стоит того, чтобы попасть вовнутрь, даже несмотря на столь туристическую организацию входа.

 

Но вот то, что происходит за пределами высоких стен, и правда поражает воображение и поочерёдно вводит в состояние то ступора, то восторга. Дело в том, что, живя в современном мире, мы привыкли к определённому очень чёткому своду правил, касающихся разделения людей по группам. Нас с детства учат избитой фразе про свой устав и монастырь, и мы настолько привыкли к этому, что давно считаем абсолютной нормой. Особенно это заметно в России или Украине, где один лишь вход в церковь сопровождается целой кучей обрядов, где кажется невозможным даже увидеть человека в храме в шортах, а тем более представить себе вошедшего туда индуса в сари или мусульманина в национальной одежде и с чётками.

 

Тем не менее, увидев один лишь раз картину, открывающуюся рядом с бассейнами у Храма Лотоса, начинаешь верить, что у человечества есть шанс на объединение. «Imagine all the people living life in peace»

Бассейны рядом с Храмом окружены сотнями людей. Они одинаковые: тут нет различий между богатым и бедным, между индусом и европейцем, здоровым или больным. Но одновременно они все разные: мусульмане и христиане, бледные скандинавы с сумками и темнокожие африканцы. Одни в дорогих костюмах, другие в поношенных сари. Одни молодые, жизнь других уже клонится к закату. Бесконечный поток людей подходит к белоснежному цветку, и такой же поток возвращается к выходу, но вот от потока отделился человек, рядом другой, потом ещё группка отошла от мостика и приблизилась к бассейну с лазурной водой.

 

Неимоверное удовольствие даже не в том, чтобы погрузить ноги в прохладу бассейна в жаркий день, а в том, что вокруг тебя сидят такие же люди, абсолютно разные, но единые на этот короткий миг. Сторонник ислама сидит рядом с ортодоксальным иудеем, и оба они болтают ногами в воде и улыбаются солнцу. Вот так выглядят эти невероятные бассейны у одного из самых необычных мест на Земле.

Многие из тех, кто приезжает в Индию, старается быстрее покинуть столицу, отдавая предпочтение более растиражированным местам Индостана: прибрежной Индии, шумному Мумбаи, необычному Варанаси, индийским Гималаям. На севере задерживаются в основном ради одной точки: величественного Тадж-Махала в Агре, упуская очень многое, что может подарить путешественнику столица страны.

 

Несмотря на это, каждый год храм Лотоса привлекает около 1 миллиона человек — это и туристы, и паломники, и просто местные жители, которым стало интересно побывать в святилище бахаи. Архитектура здания крайне символична, как и сама религия, и также обладает глубоким философским смыслом, она поражает воображение и не может оставить равнодушным, но при этом, когда сидишь на каменном берегу одного из 9 бассейнов, понимаешь, что не холодный бетон изящных сводов создаёт атмосферу места, а те люди, которые сидят рядом с тобой и также точно наслаждаются прохладой воды в душной жаркой Индии. И мне кажется, каждый из них в этот момент ощущает себя частью единого большого целого.